Пищевое поведение человека меняется под действием многочисленных факторов. С течением времени их роль в формировании нарушений переоценивалась:
- в 60 – 70-х годах XX века основным фактором, способствующим возникновению нервной анорексии, считалось семейное окружение;
- в 80 – 90-х годах в развитии нервной булимии стали придавать большое значение психологическим травмам, полученным в детстве, в том числе и сексуальному насилию;
- в начале XXI века интерес ученых сфокусировался на изучении биологических факторов; этому помогла доступность новых технологий (молекулярная биология, нейровизуализация, генетические и эпигенетические исследования).
Что такое факторы риска
Факторы риска это условие, которое предшествует расстройству пищевого поведения и связано с ним. Для того чтобы признать его фактором риска, ученые проводят исследования для выяснения причинно-следственной связи.
Доказательства того, что какое-либо условие является фактором риска, получают разными путями:
- этот фактор постоянно связан с нарушением пищевого поведения, что доказано несколькими исследованиями;
- фактор прямо связан с конкретным поведенческим нарушением;
- в эксперименте доказывается, что устранение этого фактора ведет к исчезновению и нарушения пищевого поведения.
Показательны крупные исследования, проводимые в течение нескольких десятилетий и затрагивающие несколько поколений людей. Так, в Скандинавии проводится значительная архивная работа с медицинскими реестрами, описывающими состояние здоровья всего населения.
С ее помощью была изучена связь между нарушениями пищевого поведения и такими факторами, как:
- беременность и роды;
- социально-демографическое положение;
- психиатрические заболевания.
Факторы риска для разных типов нарушений пищевого поведения
Основные общие условия, которые предшествуют нарушениям пищевого поведения:
- женский пол;
- «идеал худощавости» в современном обществе;
- недовольство своей физической формой;
- увлечение диетами;
- низкая самооценка;
- стрессы и другие отрицательные влияния;
- социальные проблемы;
- нарушения поведения.
Не все из них характерны именно для нарушений пищевого поведения. Многие из этих условий также служат предвестниками психических заболеваний. Кроме того, для разных типов расстройств пищевого поведения существуют свои факторы риска. Во многих случаях они взаимосвязаны. Но, например, для нервной анорексии имеются и свои характерные причины.
Нервная анорексия
В случае этого нарушения взаимодействуют генетические изменения и факторы окружающей среды. Могут наследоваться такие изменения:
- склонность к худощавому, астеничному телосложению;
- склонность поддаваться одной идее (зацикленность);
- отрицательная самооценка;
- уступчивость, внушаемость, психологическая податливость.
Из других факторов в развитии нервной анорексии основное значение имеют стремление к совершенству (перфекционизм) и появление навязчивых мыслей, страхов и связанных с ними ритуалов (обсессивно-компульсивное расстройство).
Увлечение диетами и недовольство своим внешним видом – не самые значимые факторы риска развития нервной анорексии.
Показана связь развития этого заболевания с периодом внутриутробного развития. Разнообразные осложнения и вредные воздействия на эмбрион приводят к микроповреждениям его мозга. Эти нарушения могут прямо спровоцировать в будущем развитие нервной анорексии или вызвать заболевание в сочетании с другими факторами.
Это могут быть:
- неправильное кормление;
- плохой уход за новорожденным;
- длительные стрессы;
- жестокое обращение с ребенком.
Нервная булимия
В развитии этого заболевания также велика роль генетических изменений. Это могут быть такие наследственные черты, как:
- предрасположенность к избыточному весу;
- импульсивность;
- эмоциональная нестабильность, склонность к депрессии.
Также доказана роль внешних факторов, увеличивающих риск нервной булимии:
- приверженность к диетам, в том числе вызванная ожирением самого субъекта или его родителей, критикой других людей, недовольством своей фигурой;
- злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами, тяжелые события в детстве, семейные конфликты.
Приступообразное переедание
Роль генетических изменений в развитии приступообразного переедания не столь значительна, как в случае нервной булимии или анорексии. Однако определенную роль может играть предрасположенность к ожирению.
Факторы риска приступообразного переедания соответствуют этим условиям для развития нервной булимии: это приверженность к диетам и общие условия появления психических расстройств.
Взаимодействие факторов риска
Ряд крупных исследований был посвящен тому, как взаимодействуют различные факторы риска и можно ли с их помощью спрогнозировать нарушения пищевого поведения.
Так, недовольство своим телом – один из основных факторов риска нарушения типа «переедание – очищение», особенно у женщин. Риск развития этого отклонения еще более увеличивается в сочетании с симптомами депрессии или с негативными комментариями окружающих людей.
Если женщина лишь отчасти недовольна своей фигурой, то фактор риска нарушений пищевого поведения меняется. Отклонение может возникнуть под влиянием импульсивности пациентки и эмоционального переедания («заедания стресса»).
Ученые обнаружили интересную, но до конца не доказанную связь того, что приверженность к диетам более опасна в случае нормального отношения к своему телу, чем при недовольстве им. Чрезмерное следование диетическому питания при нормальном весе и росте может способствовать развитию нарушений пищевого поведения.
Сегодня все больший интерес вызывает связь генетических изменений, среды и эпигенетических процессов в формировании нарушений пищевого поведения. Эпигенетические процессы – изменение ДНК и, соответственно, генов под влиянием окружающей среды. Они происходят во внутриутробном периоде, в детстве и во время полового созревания. Такие процессы могу отвечать за взаимодействие генетических особенностей и влияния среды при развитии нервной анорексии.
Вероятно, что эпигенетические процессы препубертатного периода увеличивают риск развития нарушений пищевого поведения у женщин в большей степени, чем у мужчин.
Перспективы исследований
Необходимо и дальше изучать факторы риска нарушений пищевого поведения и их взаимодействие. К перспективным направлениям исследований в этой области относятся:
- взаимодействие факторов риска, связанных с неблагоприятным окружением;
- связь генетики и внешней среды;
- изучение нейробиологических факторов риска (нейроэндофенотипов) и их взаимодействия с генетическим изменениями и влиянием среды.
Пример такого комплексного исследования – IMAGEN, которое уже доказало связь нарушений пищевого поведения, невротических состояний и структурных изменений головного мозга. Такие работы показывают мультифакторные связи и со временем помогут создать модели прогнозирования заболеваний.
Практика лечения нарушений пищевого поведения
«Вы не так сильны, как думаете… Вы намного сильнее!» Этот девиз одной из зарубежных клиник по лечению и профилактике заболеваний, связанных с нарушением пищевого поведения, вселяет надежду в миллионы людей во всем мире.
Нарушения пищевого поведения встречаются в наши дни все чаще. Они охватывают не только взрослых, но даже детей и подростков. Анорексия, булимия, пищевая зависимость, орторексия и другие заболевания при отсутствии своевременного лечения могут привести к серьезным проблемам со здоровьем, а также стать причиной развития многих сопутствующих заболеваний: проблем с сердцем, ЖКТ, давлением, костной тканью, зубами и волосами, не говоря уже о значительных психологических нарушениях и социальной изоляции.
Именно поэтому лечением нарушений пищевого поведения занимаются многие специалисты: психологи, психотерапевты, врачи общей практики, семейные врачи, гастроэнтерологи и даже педиатры. Однако и по сей день общество испытывает недостаток в квалифицированных специалистах в этой области, а информация по методам лечения недостаточно систематизирована и общедоступна.
Помимо общепринятых методик лечения существуют много видов дополнительной терапии, например, арт-терапия или лечение движением. Ни в коем случае не стоит воспринимать их как замену основному лечению, проводимому врачом или клиникой.
Это всего лишь дополнение к базовым медицинским и психологическим видам терапии, часть единого плана борьбы с заболеванием. Для чего они нужны? Проявления нарушений пищевого поведения разнообразны и затрагивают многие стороны человеческой жизни и личности, поэтому лечение также должно давать ответ на все вызовы, стоящие перед человеком, пытающимся избавиться от этого заболевания.
Полноценный план борьбы с расстройствами пищевого поведения обычно включает следующие аспекты:
Медицинское наблюдение | Лекарственные средства | Лечебное питание | Различные виды терапии |
Постоянный мониторинг со стороны врачей разного профиля очень важен для лечения как основного, так и сопутствующих заболеваний. | Обычно используются для ослабления или снятия симптомов заболеваний, нормализации гормонального баланса, а также снижения уровня тревожности и стресса (антидепрессанты). | Цель — нормализация веса, восстановление нормального режима питания, разработка индивидуального меню. | Прежде всего, имеется в виду психотерапия в различных формах (индивидуальная, групповая, семейная). Она помогает выявить и преодолеть глубинные причины заболевания через формирование новых навыков поведения, способов выражения эмоций, взаимоотношений с людьми, обретение иных целей и смыслов в жизни. |
Диалектическая поведенческая терапия
Метод диалектической поведенческой терапии (от англ. dialectical behavior therapy, DBT) — комплексная система мер, применяемых при лечении сложных эмоциональных дисфункций.
Под эмоциональной дисфункцией понимают излишне высокую чувствительность к некоторым эмоциональным стимулам, острое реагирование на них и медленное возвращение к нормальному состоянию.
Метод DBT помогает пациентам справиться с сильными негативными эмоциями через их правильное восприятие и изменение поведения. Есть масса свидетельств того, как диалектическая поведенческая терапия помогает справиться с нарушениями пищевого поведения.
Применение DBT
В основе DBT лежит убеждение в том, что поведение человека формируется в рамках широкого контекста и в условиях тесной взаимосвязи всех жизненных событий. Исходя из этого, первым этапом лечения становится осознание смысла и цели поведения, которое впоследствии вызывает у человека смущение и стыд.
Человек должен понять, почему он так поступает. Следующий этап — это изменение поведения: в процессе лечения у пациента вырабатываются навыки замещения неадекватных пищевых привычек. Метод называется «диалектическим», потому что предполагает отказ человека от черно-белого восприятия мира, а также помогает осознать, что два противоположных суждения могут быть истинными одновременно.
Например, постоянная упорная борьба вовсе не означает, что человек неудачник в жизни, а сегодняшняя ошибка и неспособность удержаться от проявления заболевания не исключает возможности полного выздоровления в будущем. Это помогает человеку принять себя таким, какой он есть, и при этом помочь ему измениться.
Основными направлениями DBT для пациента являются следующие:
- преодоление негативных эмоций;
- осознание того, как негативные эмоции проявляются в поведении;
- повышение мотивации к изменениям;
- развитие самоконтроля над своими чувствами и мыслями, формирование новых моделей поведения.
Виды диалектической поведенческой терапии:
- индивидуальная. Пациент регулярно (как правило, еженедельно) встречается с психотерапевтом с целью развития базовых социальных навыков и реализации плана лечения;
- групповая. Еженедельные групповые занятия проводятся квалифицированным DBT-терапевтом с целью закрепления развиваемых навыков и развития уверенности в своих силах.
Оба вида не используются изолированно, т.к. естественным образом дополняют друг друга. На индивидуальных занятиях отрабатываются специфические для DBT навыки, гасятся нежелательные для проявления в группе привычки, реализуется индивидуальный подход. Групповые занятия дают уникальную возможность отработать приобретенные навыки на практике.
Компоненты DBT. В данной методике выделяют 4 основных терапевтических модуля:
- осознанность (относится как к состоянию, так и к поведению человека и достигается через наблюдение, описание и практическое участие);
- межличностная эффективность (включает формирование у человека навыков разрешения конфликтов, умения сказать «нет», выяснения предъявляемых требований и ожиданий, способности описывать ситуацию окружающим спокойно и беспристрастно);
- перенесение стрессовых ситуаций (включает обучение четырем основным стратегиям: отвлечься, утешить себя, взвесить все «за» и «против», исправить ситуацию. Человек должен стать беспристрастным наблюдателем происходящего, уметь сфокусироваться только на одном объекте или задаче, общаться с самим собой сочувственно и дружелюбно. Все это помогает снизить интенсивность эмоциональной реакции);
- саморегуляция (навыки распознавания своих ощущений, определение препятствий к их преодолению, расширение диапазона позитивных эмоций).
История DBT
Диалектическая поведенческая терапия была разработана американским психологом Маршей Линехан в конце прошлого века для лечения пациентов с пограничным расстройством личности.
Однако удивительные результаты данного метода очень быстро сделали его популярным при лечении других психологических нарушений, в том числе депрессии, суицидальных проявлений, посттравматического стресса и нарушений пищевого поведения, т.е. везде, где требуется преодолевать негативные эмоции и мысли, повышать уровень внутренней сознательности и отказываться от категоричности суждений.
Ведущие медицинские организации в разных странах мира признают DBT одним из самых эффективных методов лечения самоповреждающего поведения.
Когнитивно-поведенческая терапия
Когнитивно-поведенческая терапия (Cognitive Behavioral Therapy, CBT) — направление психотерапии, зародившееся в середине ХХ века. Ее основоположники — американские ученые А.Бэк, А.Эллис и Д.Келли.
Методика основывается на убеждении в том, что мысли и чувства человека тесно связаны с его поведением. Причиной любых проблем в поведении является неправильный образ мышления, который порождает искаженное восприятие действительности.
Таким образом, CBT объединяет когнитивный и бихевиористский (поведенческий) аспекты психологии. Главная задача данной терапии объяснить человеку, что он не в состоянии контролировать все события окружающей действительности (ведь они происходят помимо его воли и желания), но он может влиять на их восприятие и интерпретацию, что, в конечном итоге, и определяет модели поведения.
Основные объекты внимания когнитивно-поведенческой терапии — мысли, убеждения, ценности, формирующие поведенческие модели. Вот почему CBT стала важным методом лечения расстройств пищевого поведения.
Вот типичный пример. Во время сеанса психотерапии пациент размышляет:»Сегодня врач со мной очень мало разговаривал. Наверное, он на меня сердится.» Подобные мысли обязательно приведут к повышению уровня тревожности и затормозят лечение. Совершенно противоположный эффект будет достигнут, если пациент подумает в этой ситуации таким образом:»Наверное, мой врач сегодня просто очень устал, или я сам сегодня не совсем откровенно говорил на важные темы».
У такой модели мышления гораздо больше шансов изменить поведение и способствовать выздоровлению. Когнитивно-поведенческая терапия учит человека правильному образу мыслей, который приводит к положительным изменениям в поведении больного.
Процедура лечения
Курс лечения обычно составляет от 5 до 20 занятий по 30-60 минут каждое. Занятия проходят в виде беседы. Психотерапевт помогает пациенту разделить каждую его проблему на три составные части: мысли, физические ощущения и действия.
Вместе они пытаются выяснить, является ли каждая из этих частей полезной или вредной, реальной или надуманной, какое воздействие она оказывает на человека. Врач помогает пациенту изменить неправильный образ мыслей и искаженное восприятие так, чтобы они изменили за собой и поведение человека.
После этого, они обсуждают, как можно закрепить эти изменения на практике. Это должно помочь человеку предотвратить негативное влияние его проблем на жизнь пациента даже после окончания курса лечения.
Таким образом, процесс лечения проходит 3 основные этапа:
- функциональный анализ;
- формирование новых навыков поведения в учебных условиях;
- изменение поведения в реальной жизни.
Основные направления CBT:
- когнитивная терапия. Врач помогает пациенту сформировать положительное отношение к самому себе;
- рационально-эмотивная терапия. Человек должен отказаться от недостижимых целей и неосуществимых желаний;
- мультимодальная терапия. Пациент с помощью специалиста анализирует ситуацию со всех сторон, описывает возникающие у него мысли и чувства, пытается в них разобраться, ищет выход и способы решения проблемы;
- поведенческая терапия. Она включает самонаблюдение, самоинструкции, самоконтроль, релаксацию и другие действия по регулированию своего поведения.
Преимущества и недостатки CBT. К основным преимуществам использования когнитивно-поведенческой терапии относятся следующие:
- она оказывается эффективной там, где бессильны лекарства;
- по сравнению с другими видами психотерапевтического лечения общением, CBT помогает достичь положительного результата за относительно короткий промежуток времени;
- метод лечения четко структурирован и допускает использование в самых разных форматах;
- он формирует привычки и модели поведения, которые пациент легко сможет применять самостоятельно даже после окончания курса лечения.
Вместе с тем этот метод имеет и ряд недостатков:
- Пациент должен полностью отдаться этой терапии, погрузиться в нее. Без этого достижение позитивного эффекта невозможно. Врач может помогать и советовать, но он нуждается в обязательном тесном взаимодействии с больным.
- Человек должен посвятить лечению очень много времени — сами занятия и практическая отработка навыков требуют большой сосредоточенности и самоотдачи.
- CBT не применима при тяжелых формах психических расстройств, а также при серьезном расстройстве когнитивных функций.
- Лечение требует постоянно раскрывать свои внутренние чувства и переживания, что создает определенный психологический дискомфорт, особенно на начальных этапах.
- Метод когнитивно-поведенческой терапии не подразумевает системного подхода к заболеванию. Основной объект лечения — мысли, чувства и поведение человека, при этом из сферы внимания выпадают более широкие аспекты жизни, такие как семья, социальное окружение, хотя их влияние на благополучие человека также неоспоримо. Это позволяет некоторым критикам CBT утверждать, что данный метод лечит только симптомы и проявления заболевания, игнорируя его возможные глубинные причины (например, несчастливое детство).
Арт-терапия
Арт-терапия — это раздел психотерапии, использующий различные виды искусства для лечения заболеваний. Арт-терапия имеет множество направлений, но все их объединяет одна идея: искусство — особый вид коммуникации между людьми, с помощью которого можно изменить состояние человека.
Имеются в виду как отношения между профессионалом и учеником в процессе создания предмета искусства, так и отношения между разными индивидами с расстройствами пищевого поведения, совместно участвующих в каком-либо творческом процессе.
Основные виды арт-терапии:
- рисование;
- графика;
- мозаика;
- скульптура;
- лепка;
- моделирование.
Арт-терапия — относительно молодой вид терапии. Его история ведет начало с середины ХХ века. Основоположником считается английский художник Адриан Хилл, обнаруживший положительное влияние различных видов искусства при лечении туберкулеза. Научное описание этого метода лечения дала американский психолог Маргарет Наумбург. Она использовала «лечение искусством» как средство общения терапевта с пациентом.
Методика арт-терапии основывается на убеждении, что каждый раз, когда человек рисует или лепит, он невольно выражает в зримых образах свои внутренние переживания и представления. Поэтому специалист, изучая созданный предмет искусства, может точнее поставить диагноз и назначить лечение.
Сам же человек посредством арт-терапии глубже познает самого себя, окружающий мир, улучшает адаптивные и когнитивные функции, находит в искусстве предмет удовольствия и наслаждения. Все это приближает момент полного исцеления от расстройства пищевого поведения.
В этом — главная цель арт-терапии. Отличие лечебного занятия искусством от, скажем, обычного урока рисования заключается в фокусировании на внутреннем состоянии человека, попытке передать чувства и мысли через создаваемый образ. Пациенты учатся создавать историю своей жизни, а также считывать ее с уже созданных объектов.
Психотерапевты используют следующие основные инструменты оценки состояния пациента по созданным им предметам и изображениям:
- Проективное рисование. Человека просят нарисовать 3 рисунка по заданию, впоследствии анализируется не содержание, а структура изображения.
- Методика МАРИ (Mandala Assessment Research instrument). Использует мандалы (изображения в круге). Психологическое состояние пациента анализируется через подсознательно выбранные им символы и цвета.
- Тест «Дом-Дерево-Человек». Человеку предлагают нарисовать дом, дерево и человека. По расположению этих объектов, их элементов и взаимосвязи делаются выводы о внутреннем состоянии пациента.
- «Нарисуй дорогу». Дорога — метафорический образ жизни человека. По данному рисунку можно судить о взглядах на жизнь, целях, психологическом состоянии человека.
Арт-терапия преследует следующие цели:
- дать выход негативным и скрытым эмоциям;
- получить материал для диагностики состояния пациента;
- установить эмоциональный контакт между врачом и пациентом;
- развить чувство внутреннего самоконтроля;
- повысить самооценку;
- облегчить процесс лечения.
Арт-терапия доказала свою эффективность как при лечении расстройств пищевого поведения, так и в случаях химической зависимости (алкоголь, наркотики), сексуального насилия, эмоционально нестабильных состояний личности (стресс, паника, депрессия).
Танцевальная терапия
Танцевальная терапия — уникальный вид психотерапии, в основе которого лежит тесная взаимосвязь между движением тела и эмоциональным состоянием человека. Всем известно, что движение полезно для тела, ума и души.
Оно способствует выработке эндорфинов, улучшающих общее самочувствие, концентрацию, сон, прибавляющих жизненную энергию и повышающих иммунитет.
Танец — один из видов движения, тесно связанный с эмоциональной сферой, поэтому танцевальная терапия — действенный и привлекательный способ включить движение тела в борьбу с расстройством пищевого поведения.
В танцевальной терапии нет определенных движений, оказывающих лечебное воздействие. По этой причине, любой танец — от современного до бального — может применяться для борьбы с болезнью.
Кстати, не только сам танец является средством лечения, но даже танцевальные игры, специальные дыхательные упражнения, импровизации на тему движений. На первый план выходит не форма, а содержание — двигательные движения, выражающие эмоциональные состояния.
История возникновения
Человек с древних времен использовал танец для выражения своих чувств — страха, радости, благоговения. Ни одно значительное событие, будь то рождение, смерть, свадьба, победа, праздник и т.п., не обходилось без танцев.
Научное обоснование механизм воздействия танцев получил в ХХ веке. Первым танцевальным психотерапевтом стала американская танцовщица Мэрион Чейз. Она обнаружила лечебную силу танцевальных движений при работе с больными в психиатрическом госпитале.
Во время танца они испытывали непроизвольную радость, что способствовало их исцелению. Следует отметить также вклад Вильгельма Райха, который разработал теорию, согласно которой все невысказанные и невыраженные человеком эмоции и чувства никуда не исчезают, а накапливаются с самого детства в мышцах.
Танец помогает их высвободить и, таким образом, улучшить психологическое состояние.
Среди основных положительных эффектов танцевальной терапии выделяют следующие:
- снятие стресса, напряженности и улучшение настроения;
- повышение самооценки;
- улучшение физической формы и самочувствия;
- развитие эмоциональной раскрепощенности и эмпатии;
- установление более тесных контактов с окружающими, социальная адаптация;
- повышение уровня концентрации, творческих и когнитивных способностей;
- диагностический материал для лечащего врача, поскольку танцевальное поведение выражает внутренние характеристики личности и отражает психологическое состояние.
Отличие танцевальной терапии от обычного танца состоит в том, что движение как вид лечения больше похоже на упражнение. Действия, движения, темп и ритм служат языком общения и выражения сознательных и подсознательных чувств и мыслей.
Психотерапевт интерпретирует язык танца, чтобы лучше понять пациента через язык его тела, невербальное поведение, эмоциональность. Помимо этого, врач может оказывать терапевтическое вмешательство в танец в лечебных целях, например:
- зеркалирование (Это подбор таких танцевальных движений, который выражают определенные чувства, эмоции и представления, выражая их невербальным способом. Например, психотерапевт просит пациента выразить в танце шторм);
- двигательная метафора (Цель — помочь человеку выразить в танце свои внутренние проблемы или, напротив, отразить свои успехи, т.е. высказать то, о чем он не решается говорить вслух. Например, дать в руки белый флаг, чтобы выразить то, как сдалась и пала какая-либо вредная привычка).
Совсем не обязательно быть хорошим танцором, чтобы получить пользу от танцевальной терапии. Цель ее совсем иная. Внутренние страхи и переживания человека могут быть замкнуты в рамках его тела. Танец помогает выпустить их на свободу и таким образом освободиться от них.
Поэтому танцевальная терапия в сочетании с другими средствами лечения расстройств пищевого поведения оказывает весьма благотворное влияние на пациента и ускоряет его выздоровление.
Анималотерапия
Анималотерапия (от англ. «animal» — животное) — лечение с помощью животных. Другое название — пет-терапия или зоотерапия. Это один из самых популярных и весьма эффективных методов дополнительной психотерапии, применяемый при лечение многих заболеваний, в том числе и нарушений расстройств пищевого поведения.
Перечень используемых видов животных очень широк. Это не только всем известные собаки, кошки и лошади, но также козы, ламы, кролики, свиньи, слоны, птицы, рыбы и даже насекомые. Пациент общается с ними под пристальным вниманием психотерапевтов и специально обученных уходу за этим видом животных людей.
В чем заключается лечебный эффект от общения с животными?
Они развивают в человеке чувство спокойствия, комфорта, безопасности, отвлекают внимание от стрессовых ситуаций и собственных переживаний, доставляют эмоциональное удовольствие.
Прирученные животные нуждаются в специальном уходе, они зависят от человека, поэтому общение с ними повышает у пациентов чувство самоуважения и ответственности, а также развивает коммуникативные навыки. Животные непосредственны и прямолинейны в общении.
Если им что-то не нравится, они сразу же об этом заявят. Таким образом, человек обучается социальным навыкам и эмпатии. Модель взаимоотношения врача и животного является примером для пациента.
Через их наблюдение больной усваивает правила нормальных здоровых взаимоотношений. Само присутствие животного помогает установить более тесный и открытый контакт между психотерапевтом и его пациентом.
Формой применения анималотерапии служит обучение обращению с конкретным видом животного, уход за ним, прогулки, наблюдение, обсуждение его поведения и характера с психотерапевтом, описывание собственных чувств и эмоций от общения с животным.
Особенности использования животных
Не следует путать использование животных при анималотерапии и служебных животных (например, собак-поводырей). Последние постоянно проживают с человеком и помогают в какой-то степени компенсировать имеющиеся у него физические или психические отклонения.
При зоотерапии общение с животных преследует другие цели и проводится под наблюдением специалистов. Единственным противопоказанием к использованию данного метода служит страх или отвращение к животным, а также аллергия.
Общение с дикими животными не будет иметь такого положительного эффекта, поскольку они не зависят от человека и не нуждаются в нем, также они более подозрительны и могут быть даже опасными.
По этой причине установление тесного дружеского контакта между человеком и диким животным невозможно, а без этого достичь терапевтического эффекта будет весьма проблематично.
Причина эффективности анималотерапии
Почему общение с животными способно оказывать на человека лечебное воздействие? Этому есть два прямо противоположных объяснения: животные похожи на людей, но вместе с тем они отличаются от нас.
Сходства | Отличия |
— способность понимать, реагировать и проявлять эмоции | — животные воспринимают человека таким, какой он есть, не ставя никаких условий для общения |
— способность к привязанности и дружеским отношениям | — у них нет собственного эго |
— наличие собственных интересов, планов и способов коммуникации | — их поведение не создает преднамеренной опасности нанесения вреда человеку |
— относительная свобода от инстинктов | — животные не руководствуются общепринятыми стандартами красоты или поведения |
История развития
Люди с давних пор использовали животных в лечебных целях. Например, уже в средние века в Бельгии реабилитация людей с психическими расстройствами проводилась при обязательном участии домашних питомцев.
А в Древней Греции лошадей активно использовали для поднятия боевого духа. Однако как научная область анималотерапия возникла относительно недавно — в 90-х годах прошлого века, и сразу же начала набирать популярность.
Этот вид лечения еще не имеет единой научно разработанной теоретической базы и основывается на смежных психологических теориях — от психоаналитики до бихевиоризма. Вместе с тем в последнее время ученые все чаще обращаются к исследованию влияния животных на психику и поведение человека.
В частности, недавно было установлено, что после 20 минут общения с собакой у человека снижается уровень гормонов стресса (кортизола, адреналина, альдостерона) и увеличивается выработка полезных окситоцина, дофамина и эндорфинов. Особенно эффективной анималотерапия оказывается при лечении детей и подростков.
Это далеко не полный перечень методик, применяемых при лечении расстройств пищевого поведения. В медицинской практике существуют как давно зарекомендовавшие себя виды терапии (например, рекреационная, психодинамическая, драматерапия, терапия Принятия и Ответственности, метод Модсли, лечебное питание и др.), так и относительно новые способы лечения данного вида заболеваний (йога, медитация, акупунктура, кинесиология, массаж, гипноз).
Выбор конкретной методики зависит от многих факторов, включающих как особенности пациента, так и личность врача.
Лечение нарушений пищевого поведения в стационарных клиниках
Вылечить анорексию, переедание, пищевую зависимость и другие подобные заболевания совсем непросто. По статистике, 15-20% людей на планете в той или иной степени страдают от расстройств пищевого поведения (РПП). При этом смертность от тяжелых форм данного заболевания достигает 15%! Опасность состоит еще и в том, что многие не подозревают о своем недуге или тщательно его скрывают. Есть ли у них надежда на излечение или они всю жизнь обречены бороться со своим заболеванием?
1. Виды лечения расстройств пищевого поведения
Конечно, можно попытаться справиться с болезнью своими силами, не прибегая к помощи врачей. Однако в наши дни для лечения РПП повсеместно распространены специализированные клиники с квалифицированным штатом врачей, разработаны особые методики терапии для каждого из нарушений пищевого поведения.
Вот какие виды лечения они предлагают:
Вид лечения | В каком случае используется |
амбулаторное |
|
частичная госпитализация |
|
стационарное лечение (по типу проживания) |
|
интенсивное стационарное лечение (экстренная госпитализация) |
|
2. Преимущества стационарного лечения
Стационарное лечение подразумевает нахождение пациента в клинике 24 часа в сутки. Человек находится под постоянным наблюдением врачей, психологов и диетологов, ему оказывается профессиональная помощь при проявлении симптомов заболевания (рвота, диарея, отсутствие аппетита и т.п.) или сопутствующих болезней.
Клиника предоставляет проживание, питание, профилактическую терапию, а также психологическую помощь. Продолжительность пребывания в лечебном учреждении может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев.
К преимуществам стационарного лечения РПП можно отнести следующие:
- Полный контроль поведения. Люди с нарушениями пищевого поведения часто подвержены компульсивным реакциям, навязчивым состояниям и не могут самостоятельно контролировать себя. Пребывание в стационаре вырывает их из среды устоявшихся привычек и стереотипов. Им нет необходимости больше лгать о том, что они едят и какие слабительные используют. У них нет возможности каждый час измерять свой вес. Они получают период вынужденной свободы, в который они могут научиться здоровым привычкам и правильному поведению.
- Разносторонняя поддержка. Эту поддержку пациентам клиники оказывают многочисленные психологи, диетологи, врачи различного профиля. Помимо этого, каждый человек находится в окружении людей, проходящих то же самое испытание, испытывающих те же чувства и сталкивающихся с аналогичными трудностями. Они будут делиться опытом и безусловно поддерживать друг друга.
- Абсолютная безопасность. Человек находится под непрерывным наблюдением специалистов, которые не только следят за его текущим состоянием, но и своевременно корректируют процесс лечения, если это необходимо.
- Высокая эффективность. Во время пребывания в стационаре пациент ежедневно встречается со своими лечащими врачами. Между ними возникают более доверительные отношения, что значительно ускоряет процесс выздоровления.
- Полезная изоляция. Нарушения пищевого поведения могут быть вызваны различными (не всегда очевидными) факторами. Во время стационарного лечения человек оказывается оторванным от тех жизненных условий, которые оказывали на него негативное влияние. Нередко именно в этот период выявляются конкретные люди и обстоятельства, мешающие выздоровлению.
- Свободное время. Жизнь современного человека очень динамична и полна стрессов. Стационарное лечение временно избавляет его от многочисленных ежедневных проблем, связанных с семьей, друзьями, работой и т.п. Пациент получает долгожданную передышку, чтобы сосредоточиться, наконец, на своем здоровье и встать на путь выздоровления.
3. Мифы о стационарном лечении
Некоторые люди избегают стационарного лечения только потому, что неправильно его себе представляют. Они руководствуются устоявшимися стереотипами и предрассудками, которые не имеют ничего общего с реальностью.
Вот некоторые примеры:
- Миф 1. «Человек удерживается в стационаре принудительно, помимо его воли, а сами палаты расположены в изолированных боксах больниц». Другими словами, люди опасаются, что их будет держать как зверей в клетке, а само пребывание в клинике будет похоже на тюремное заключение. Это совсем не так. Большинство современных клиник вообще расположены не на территории больниц, а в комфортабельных жилых комплексах за городом. За исключением крайних случаев, связанных с опасностью для жизни, решение людей о стационарном лечении абсолютно добровольно.
- Миф 2. » Я буду полностью отрезан от внешнего мира, от моей семьи и друзей». Разумеется, покидая свой родной дом, вы почувствуете определенный дискомфорт из-за того, что реже сможете видеться с вашими близкими. Однако ни о какой изоляции речи не идет. Родные и друзья могут беспрепятственно посещать пациентов в отведенные для этого часы (иногда даже ночью). В некоторых клиниках запрещено использование мобильных телефонов, но никто не ограничивает использование стационарных. Если какие-то ограничения и существуют, то они продиктованы исключительно заботой о пациенте, стремлением оградить его от негативного влияния и максимально повысить эффективность лечения. Более того, большинство программ включают семейную терапию как важный элемент лечения, поэтому посещения друзей и родных даже обязательны.
- Миф 3. » Я не смогу сам себе готовить еду». Для людей с расстройством пищевого поведения эта проблема очень важна и часто становится главной причиной, по которой они отказываются от стационарного лечения. Однако именно этот вопрос и является ключевым для успешного выздоровления. На помощь в клинике всегда готовы прийти опытные диетологи, которые помогут разработать индивидуальный режим питания и меню. В некоторых клиниках пациентам разрешают самим готовить себе еду под присмотром квалифицированного персонала.
- Миф 4. » Я буду оторван от реальной жизни». Многие пациенты опасаются, что даже добившись положительного эффекта в клинике, они не смогут сохранить его, когда вернутся к своей повседневной жизни, учебе, работе. Такая опасность действительно существует, и именно поэтому каждая программа лечения обязательно построена так, чтобы подготовить человека к пребыванию вне стен лечебного учреждения. У пациента вырабатывают определенные полезные привычки, образ мыслей, его учат органично вплетать усвоенные навыки в ежедневную рутину. По этой причине следующим этапом после стационарного лечения нередко становятся дневной стационар, частичная госпитализация и другие способы поддержания связи пациента с клиникой, чтобы своевременно оказать ему необходимую помощь.
4. Виды лечения в клинике
Существует множество программ лечения РПП, каждая из которых отличается особым подходом к пациенту, учитывая особенности его истории болезни, психики, социального статуса.
Все программы можно классифицировать по следующим принципам:
- по продолжительности пребывания в клинике. Как мы уже упоминали, она может изменяться от нескольких дней до нескольких месяцев;
- по интенсивности лечения. Целью программы может быть оказание экстренной помощи, активной терапии или простого наблюдения за пациентом;
- по объекту лечения. В клинику за помощью может обратиться сам человек, его родные или какая-либо организация. В каждом случае подход к лечению будет отличаться т.к. может быть различным желание и готовность больного лечиться, а также цели обращения. Кроме того, пациентом может быть взрослый, а может ребенок. Детские программы имеют свою специфику, в частности, в них большую роль играет семейная терапия;
- по социальному положению пациента (например, по его религиозным убеждениям). Существуют специальные программы для исповедующих христианство и иудаизм Эти программы предусматривают соблюдение всех необходимых правил поведения, одежды, питания, а также обрядов;
- по методике лечения. Бывают индивидуальные, семейные и групповые программы, в зависимости от того, в каком социальном окружении проводится лечение. Также есть клиники, в которых лечение проходят только женщины, а есть клиники смешанного типа.
5. Процесс лечения
Расстройства пищевого поведения — серьезное заболевание, которому подвержены люди любого возраста и пола. Без своевременного и эффективного лечения человек столкнется с множеством серьезных проблем, затрагивающих его физическое и психическое здоровье.
Лечение нарушений пищевого поведения в стационарных условиях преследует, за редким исключением, следующие основные цели:
- устранить симптомы заболеваний, создающих угрозу для жизни. Например, для человека со значительным дефицитом веса первоочередной задачей будет восстановить нормальный вес. Без этоговсе остальные процедуры окажутся малоэффективными. Даже психологическую помощь ему оказать будет трудно, поскольку человек в таком состоянии теряет способность концентрироваться;
- остановить проявления РПП (ограничения в еде, переедание, очистительные процедуры и т.д.);
- установить нормальный режим питания (пищевая реабилитация);
- изменить образ мыслей человека (побороть вредные и опасные убеждения относительно режима питания, развить положительное отношение к еде и своему телу);
- решить текущие проблемы с физическим и психическим здоровьем (восстановить нормальную работу всех систем организма, снять стресс и снизить уровень напряженности);
- разработать план адаптации после выписки из клиники, чтобы предотвратить рецидив. Важно научить человека принимать правильные «здоровые» решения в случае возникновения ситуаций, связанных с его заболеванием. Он должен уметь побороть свои тревоги, страхи, сомнения, чтобы начать жить полноценной жизнью. Как и при лечении наркоманов и алкоголиков, пациента с РПП необходимо научить ощущать полноту жизни и радоваться ей во всех ее проявлениях.
Поскольку любое нарушение пищевого поведения затрагивает все стороны жизни человека, для его лечения необходимо задействовать врачей разного профиля. Воздействовать необходимо на всего человека, включая его психику, поведение, физическое состояние, а также глубинные причины заболевания.
Вот почему стандартная программа стационарного лечения предусматривает взаимодействие пациента со следующими медицинскими работниками:
- психиатр. Оценив симптомы и причины заболевания, он определяет основные направления лечения. Встречи с этим врачом обычно проводятся ежедневно. При лечении детей на такие встречи приглашаются родители;
- личный терапевт. Осуществляет прием пациента не реже 1 раза в неделю для контроля текущего физического состояния и устранения симптомов заболевания;
- семейный терапевт. РПП нередко являются хроническими заболеваниями, сопровождающими человека долгие годы. Естественно, что при этом страдают все члены семьи и родственники больного. Вот почему их вовлечение в процесс лечения необходимо. Последние исследования доказывают, что эффективность лечения резко вырастает, если в лечении человека с РПП участвуют его близкие. Пациент вправе сам определить, кого он считает своей «семьей» и с кем он желает проходить семейную терапию. Для одних «семья» — это супруг(а), для других — дети, для третьих — друзья. Главное, чтобы эта «семья» была в состоянии помочь выздоровлению;
- диетолог. Регулярно встречается с пациентом для определения режима, способа и объема питания. Обычно этот специалист доступен круглосуточно для того, чтобы человек мог в любой момент проконсультироваться по поводу возникающих у него вопросов и сомнений. Иногда диетолог принимает пищу вместе с пациентом. При лечении детей и подростков все изменения в питании обязательно согласовываются с родителями;
- няня. Осуществляет постоянное наблюдение за пациентом, контролирует вес, своевременную сдачу всех анализов и прохождение медицинских процедур;
- врачи-специалисты по сопутствующим заболеваниям. Это может быть диетолог, кардиолог, педиатр и др.
Успех лечения определяется положительными изменениями всех сторон личности человека: физической, психической, эмоциональной, духовной, социальной.
Вот примерный режим дня пациента, находящегося на стационарном лечении в одной из клиник:
время | Действия |
6:15-6:30 | Подъем и взвешивание. |
6:45-7:30 | Завтрак. |
7:30-8:30 | Медицинские процедуры/Индивидуальные занятия. |
8:30-10:00 | Групповая терапия. |
10:00-10:30 | Перерыв на чай. |
10:30-11:45 | Медицинские процедуры/Индивидуальные занятия. |
11:45-12:45 | Групповая терапия. |
12:45-13:45 | Обед. |
13:45-14:45 | Групповая терапия. |
14:45-15:15 | Полдник. |
15:15-16:15 | Экспериментальная терапия. |
16:15-17:15 | Индивидуальные занятия. |
17:15-18:00 | Ужин. |
18:00-20:00 | Время посещений. |
20:00-20:30 | Медицинские процедуры. |
20:30-22:30 | Время для чтения. |
22:30 | Отход ко сну. |
Борьба с РПП в условиях стационара может быть эффективной только при соблюдении определенных принципов лечения. Это важно учесть при выборе клиники для себя или своих близких.
- комплексный подход. Лечить нужно не отдельные симптомы заболевания, а всего человека — его тело, ум и душу. Помимо этого, комплексный подход означает взаимодействие всех лечащих специалистов — терапевтов, диетологов, психиатров. Только объединение их усилий поможет составить и осуществить эффективный план борьбы с недугом. Именно так должно быть построено стационарное лечение в клинике.
- индивидуальный подход. Каждый человек приходит в клинику со своей собственной историей болезни. Фактором, подтолкнувшим развитие заболевания, могли быть депрессивные состояния, расстройства сна, душевные травмы, злоупотребление наркотиками или алкоголем и пр. Поэтому так важно выявить глубинные причины заболевания, чтобы подобрать нужную методику для каждого конкретного случая.
- сопереживание и сострадание. Один человек с РПП поглощен собственными переживаниями, другой безутешно скорбит об утраченных возможностях, третий вообще не верит в возможность выздоровления. Необходимо найти подход к каждому и установить с человеком эмоциональный контакт. Без этого достичь успеха в лечении невозможно. Врач должен помнить, что ни один человек не хочет страдать от анорексии, булимии, пищевой зависимости, но очень хочет от них избавиться. Именно в клинике пациент должен найти поддержку, потому что в обычном мире большинство людей уверены, что причиной РПП является лишь собственное слабоволие. Кроме того, не следует забывать о тех безосновательных страхах, которые сопровождают человека, решившегося на стационарное лечение.
- опытный персонал. Лечащий и обслуживающий персонал должны понимать специфику лечения РПП, особенности поведения и ощущения больного. По этой причине некоторые клиники специально берут на работу людей, которые сами прошли процедуру лечения нарушений пищевого поведения и из собственного опыта знают все сложности и риски, связанные с этим заболеванием.
- использование новых, экспериментальных видов терапии. Сюда относятся музыкотерапия, арт-терапия, занятия танцами, иппотерапия — общение с лошадьми, занятие разными видами спорта и ряд других. Использование подобных методов позволяет пациенту получить новые впечатления, положительные эмоции, отвлечься от своих тревог и волнений, повысить самооценку и обрести уверенность в своих силах. Все это очень важно при борьбе с РПП.
- комфортные условия. Удобные комнаты для проживания, красивая природа вокруг, возможность интересно проводить досуг, чуткий персонал — все это не роскошь, а насущная необходимость при лечении РПП. Пациент должен максимально комфортно чувствовать себя в клинике, чтобы раскрепоститься, оставить свои страхи, увидеть красоту жизни, обрести новые увлечения и смысл жизни.
6. Заключение
Попытка излечиться от расстройства пищевого поведения требует от человека огромного мужества. Это действительно непростой процесс как для самого больного, так и для его близких. Если человек уже борется со своим заболеванием много лет, его охватывают сомнения — а сможет ли он вообще когда-либо стать здоровым. Если же он только начал лечение, ему также непросто — ведь он не знает, что ждет его впереди.
Лечение РПП в условиях стационарного пребывания в клинике — это, безусловно, мощное средство воздействия на болезнь. Оно доказало свою эффективность реальной медицинской практикой в разных странах мира. Этот способ лечения требует огромного напряжения, твердой решимости и, нередко, связан с большими расходами. Однако бывают случаи, когда без него не обойтись.
Отличная статья, узнал много интересных моментов. Мне очень помогла. Спасибо.