методики лечения нарушений пищевого поведения
Раздел: Статьи

«Вы не так сильны, как думаете… Вы намного сильнее!» Этот девиз одной из зарубежных клиник по лечению и профилактике заболеваний, связанных с нарушением пищевого поведения, вселяет надежду в миллионы людей во всем мире. Нарушения пищевого поведения встречаются в наши дни все чаще. Они охватывают не только взрослых, но даже детей и подростков. Анорексия, булимия, пищевая зависимость, орторексия и другие заболевания при отсутствии своевременного лечения могут привести к серьезным проблемам со здоровьем, а также стать причиной развития многих сопутствующих заболеваний: проблем с сердцем, ЖКТ, давлением, костной тканью, зубами и волосами, не говоря уже о значительных психологических нарушениях и социальной изоляции. Именно поэтому лечением нарушений пищевого поведения занимаются многие специалисты: психологи, психотерапевты, врачи общей практики, семейные врачи, гастроэнтерологи и даже педиатры. Однако и по сей день общество испытывает недостаток в квалифицированных специалистах в этой области, а информация по методам лечения недостаточно систематизирована и общедоступна.

Помимо общепринятых методик лечения существуют много видов дополнительной терапии, например, арт-терапия или лечение движением. Ни в коем случае не стоит воспринимать их как замену основному лечению, проводимому врачом или клиникой. Это всего лишь дополнение к базовым медицинским и психологическим видам терапии, часть единого плана борьбы с заболеванием. Для чего они нужны? Проявления нарушений пищевого поведения разнообразны и затрагивают многие стороны человеческой жизни и личности, поэтому лечение также должно давать ответ на все вызовы, стоящие перед человеком, пытающимся избавиться от этого заболевания. Полноценный план борьбы с расстройствами пищевого поведения обычно включает следующие аспекты:

Медицинское наблюдение Лекарственные средства Лечебное питание Различные виды терапии
Постоянный мониторинг со стороны врачей разного профиля очень важен для лечения как основного, так и сопутствующих заболеваний. Обычно используются для ослабления или снятия симптомов заболеваний, нормализации гормонального баланса, а также снижения уровня тревожности и стресса (антидепрессанты). Цель — нормализация веса, восстановление нормального режима питания, разработка индивидуального меню. Прежде всего, имеется в виду психотерапия в различных формах (индивидуальная, групповая, семейная). Она помогает выявить и преодолеть глубинные причины заболевания через формирование новых навыков поведения, способов выражения эмоций, взаимоотношений с людьми, обретение иных целей и смыслов в жизни.

методики лечения нарушений пищевого поведенияДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Метод диалектической поведенческой терапии (от англ. dialectical behavior therapy, DBT) — комплексная система мер, применяемых при лечении сложных эмоциональных дисфункций. Под эмоциональной дисфункцией понимают излишне высокую чувствительность к некоторым эмоциональным стимулам, острое реагирование на них и медленное возвращение к нормальному состоянию. Метод DBT помогает пациентам справиться с сильными негативными эмоциями через их правильное восприятие и изменение поведения. Есть масса свидетельств того, как диалектическая поведенческая терапия помогает справиться с нарушениями пищевого поведения.

Применение DBT. В основе DBT лежит убеждение в том, что поведение человека формируется в рамках широкого контекста и в условиях тесной взаимосвязи всех жизненных событий. Исходя из этого, первым этапом лечения становится осознание смысла и цели поведения, которое впоследствии вызывает у человека смущение и стыд. Человек должен понять, почему он так поступает. Следующий этап — это изменение поведения: в процессе лечения у пациента вырабатываются навыки замещения неадекватных пищевых привычек. Метод называется «диалектическим», потому что предполагает отказ человека от черно-белого восприятия мира, а также помогает осознать, что два противоположных суждения могут быть истинными одновременно. Например, постоянная упорная борьба вовсе не означает, что человек неудачник в жизни, а сегодняшняя ошибка и неспособность удержаться от проявления заболевания не исключает возможности полного выздоровления в будущем. Это помогает человеку принять себя таким, какой он есть, и при этом помочь ему измениться.

Основными направлениями DBT для пациента являются следующие:

  • преодоление негативных эмоций
  • осознание того, как негативные эмоции проявляются в поведении
  • повышение мотивации к изменениям
  • развитие самоконтроля над своими чувствами и мыслями, формирование новых моделей поведения

Виды диалектической поведенческой терапии:

  • индивидуальная. Пациент регулярно (как правило, еженедельно) встречается с психотерапевтом с целью развития базовых социальных навыков и реализации плана лечения.
  • групповая. Еженедельные групповые занятия проводятся квалифицированным DBT-терапевтом с целью закрепления развиваемых навыков и развития уверенности в своих силах.

Оба вида не используются изолированно, т.к. естественным образом дополняют друг друга. На индивидуальных занятиях отрабатываются специфические для DBT навыки, гасятся нежелательные для проявления в группе привычки, реализуется индивидуальный подход. Групповые занятия дают уникальную возможность отработать приобретенные навыки на практике.

Компоненты DBT. В данной методике выделяют 4 основных терапевтических модуля:

  • осознанность (относится как к состоянию, так и к поведению человека и достигается через наблюдение, описание и практическое участие)
  • межличностная эффективность (включает формирование у человека навыков разрешения конфликтов, умения сказать «нет», выяснения предъявляемых требований и ожиданий, способности описывать ситуацию окружающим спокойно и беспристрастно)
  • перенесение стрессовых ситуаций (включает обучение четырем основным стратегиям: отвлечься, утешить себя, взвесить все «за» и «против», исправить ситуацию. Человек должен стать беспристрастным наблюдателем происходящего, уметь сфокусироваться только на одном объекте или задаче, общаться с самим собой сочувственно и дружелюбно. Все это помогает снизить интенсивность эмоциональной реакции)
  • саморегуляция (навыки распознавания своих ощущений, определение препятствий к их преодолению, расширение диапазона позитивных эмоций)

История DBT. Диалектическая поведенческая терапия была разработана американским психологом Маршей Линехан в конце прошлого века для лечения пациентов с пограничным расстройством личности. Однако удивительные результаты данного метода очень быстро сделали его популярным при лечении других психологических нарушений, в том числе депрессии, суицидальных проявлений, посттравматического стресса и нарушений пищевого поведения, т.е. везде, где требуется преодолевать негативные эмоции и мысли, повышать уровень внутренней сознательности и отказываться от категоричности суждений. Ведущие медицинские организации в разных странах мира признают DBT одним из самых эффективных методов лечения самоповреждающего поведения.

методики лечения нарушений пищевого поведенияКОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Когнитивно-поведенческая терапия (Cognitive Behavioral Therapy, CBT) — направление психотерапии, зародившееся в середине ХХ века. Ее основоположники — американские ученые А.Бэк, А.Эллис и Д.Келли. Методика основывается на убеждении в том, что мысли и чувства человека тесно связаны с его поведением. Причиной любых проблем в поведении является неправильный образ мышления, который порождает искаженное восприятие действительности. Таким образом, CBT объединяет когнитивный и бихевиористский (поведенческий) аспекты психологии. Главная задача данной терапии объяснить человеку, что он не в состоянии контролировать все события окружающей действительности (ведь они происходят помимо его воли и желания), но он может влиять на их восприятие и интерпретацию, что, в конечном итоге, и определяет модели поведения. Основные объекты внимания когнитивно-поведенческой терапии — мысли, убеждения, ценности, формирующие поведенческие модели. Вот почему CBT стала важным методом лечения расстройств пищевого поведения.

Вот типичный пример. Во время сеанса психотерапии пациент размышляет:»Сегодня врач со мной очень мало разговаривал. Наверное, он на меня сердится.» Подобные мысли обязательно приведут к повышению уровня тревожности и затормозят лечение. Совершенно противоположный эффект будет достигнут, если пациент подумает в этой ситуации таким образом:»Наверное, мой врач сегодня просто очень устал, или я сам сегодня не совсем откровенно говорил на важные темы». У такой модели мышления гораздо больше шансов изменить поведение и способствовать выздоровлению. Когнитивно-поведенческая терапия учит человека правильному образу мыслей, который приводит к положительным изменениям в поведении больного.

Процедура лечения. Курс лечения обычно составляет от 5 до 20 занятий по 30-60 минут каждое. Занятия проходят в виде беседы. Психотерапевт помогает пациенту разделить каждую его проблему на три составные части: мысли, физические ощущения и действия. Вместе они пытаются выяснить, является ли каждая из этих частей полезной или вредной, реальной или надуманной, какое воздействие она оказывает на человека. Врач помогает пациенту изменить неправильный образ мыслей и искаженное восприятие так, чтобы они изменили за собой и поведение человека. После этого, они обсуждают, как можно закрепить эти изменения на практике. Это должно помочь человеку предотвратить негативное влияние его проблем на жизнь пациента даже после окончания курса лечения.

Таким образом, процесс лечения проходит 3 основные этапа:

  • функциональный анализ
  • формирование новых навыков поведения в учебных условиях
  • изменение поведения в реальной жизни

Основные направления CBT:

  • когнитивная терапия. Врач помогает пациенту сформировать положительное отношение к самому себе.
  • рационально-эмотивная терапия. Человек должен отказаться от недостижимых целей и неосуществимых желаний.
  • мультимодальная терапия. Пациент с помощью специалиста анализирует ситуацию со всех сторон, описывает возникающие у него мысли и чувства, пытается в них разобраться, ищет выход и способы решения проблемы.
  • поведенческая терапия. Она включает самонаблюдение, самоинструкции, самоконтроль, релаксацию и другие действия по регулированию своего поведения.

Преимущества и недостатки CBT. К основным преимуществам использования когнитивно-поведенческой терапии относятся следующие:

  • она оказывается эффективной там, где бессильны лекарства
  • по сравнению с другими видами психотерапевтического лечения общением, CBT помогает достичь положительного результата за относительно короткий промежуток времени
  • метод лечения четко структурирован и допускает использование в самых разных форматах
  • он формирует привычки и модели поведения, которые пациент легко сможет применять самостоятельно даже после окончания курса лечения

Вместе с тем этот метод имеет и ряд недостатков:

  • Пациент должен полностью отдаться этой терапии, погрузиться в нее. Без этого достижение позитивного эффекта невозможно. Врач может помогать и советовать, но он нуждается в обязательном тесном взаимодействии с больным.
  • Человек должен посвятить лечению очень много времени — сами занятия и практическая отработка навыков требуют большой сосредоточенности и самоотдачи.
  • CBT не применима при тяжелых формах психических расстройств, а также при серьезном расстройстве когнитивных функций.
  • Лечение требует постоянно раскрывать свои внутренние чувства и переживания, что создает определенный психологический дискомфорт, особенно на начальных этапах.
  • Метод когнитивно-поведенческой терапии не подразумевает системного подхода к заболеванию. Основной объект лечения — мысли, чувства и поведение человека, при этом из сферы внимания выпадают более широкие аспекты жизни, такие как семья, социальное окружение, хотя их влияние на благополучие человека также неоспоримо. Это позволяет некоторым критикам CBT утверждать, что данный метод лечит только симптомы и проявления заболевания, игнорируя его возможные глубинные причины (например, несчастливое детство).

методики лечения нарушений пищевого поведенияАРТ-ТЕРАПИЯ

Арт-терапия — это раздел психотерапии, использующий различные виды искусства для лечения заболеваний. Арт-терапия имеет множество направлений, но все их объединяет одна идея: искусство — особый вид коммуникации между людьми, с помощью которого можно изменить состояние человека. Имеются в виду как отношения между профессионалом и учеником в процессе создания предмета искусства, так и отношения между разными индивидами с расстройствами пищевого поведения, совместно участвующих в каком-либо творческом процессе.

Основные виды арт-терапии:

  • рисование
  • графика
  • мозаика
  • скульптура
  • лепка
  • моделирование

Арт-терапия — относительно молодой вид терапии. Его история ведет начало с середины ХХ века. Основоположником считается английский художник Адриан Хилл, обнаруживший положительное влияние различных видов искусства при лечении туберкулеза. Научное описание этого метода лечения дала американский психолог Маргарет Наумбург. Она использовала «лечение искусством» как средство общения терапевта с пациентом.

Методика арт-терапии основывается на убеждении, что каждый раз, когда человек рисует или лепит, он невольно выражает в зримых образах свои внутренние переживания и представления. Поэтому специалист, изучая созданный предмет искусства, может точнее поставить диагноз и назначить лечение. Сам же человек посредством арт-терапии глубже познает самого себя, окружающий мир, улучшает адаптивные и когнитивные функции, находит в искусстве предмет удовольствия и наслаждения. Все это приближает момент полного исцеления от расстройства пищевого поведения. В этом — главная цель арт-терапии. Отличие лечебного занятия искусством от, скажем, обычного урока рисования заключается в фокусировании на внутреннем состоянии человека, попытке передать чувства и мысли через создаваемый образ. Пациенты учатся создавать историю своей жизни, а также считывать ее с уже созданных объектов.

Психотерапевты используют следующие основные инструменты оценки состояния пациента по созданным им предметам и изображениям:

  • Проективное рисование. Человека просят нарисовать 3 рисунка по заданию, впоследствии анализируется не содержание, а структура изображения.
  • Методика МАРИ (Mandala Assessment Research instrument). Использует мандалы (изображения в круге). Психологическое состояние пациента анализируется через подсознательно выбранные им символы и цвета.
  • Тест «Дом-Дерево-Человек». Человеку предлагают нарисовать дом, дерево и человека. По расположению этих объектов, их элементов и взаимосвязи делаются выводы о внутреннем состоянии пациента.
  • «Нарисуй дорогу». Дорога — метафорический образ жизни человека. По данному рисунку можно судить о взглядах на жизнь, целях, психологическом состоянии человека.

Арт-терапия преследует следующие цели:

  • дать выход негативным и скрытым эмоциям
  • получить материал для диагностики состояния пациента
  • установить эмоциональный контакт между врачом и пациентом
  • развить чувство внутреннего самоконтроля
  • повысить самооценку
  • облегчить процесс лечения

Арт-терапия доказала свою эффективность как при лечении расстройств пищевого поведения, так и в случаях химической зависимости (алкоголь, наркотики), сексуального насилия, эмоционально нестабильных состояний личности (стресс, паника, депрессия).

методики лечения нарушений пищевого поведенияТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Танцевальная терапия — уникальный вид психотерапии, в основе которого лежит тесная взаимосвязь между движением тела и эмоциональным состоянием человека. Всем известно, что движение полезно для тела, ума и души. Оно способствует выработке эндорфинов, улучшающих общее самочувствие, концентрацию, сон, прибавляющих жизненную энергию и повышающих иммунитет. Танец — один из видов движения, тесно связанный с эмоциональной сферой, поэтому танцевальная терапия — действенный и привлекательный способ включить движение тела в борьбу с расстройством пищевого поведения.

В танцевальной терапии нет определенных движений, оказывающих лечебное воздействие. По этой причине, любой танец — от современного до бального — может применяться для борьбы с болезнью. Кстати, не только сам танец является средством лечения, но даже танцевальные игры, специальные дыхательные упражнения, импровизации на тему движений. На первый план выходит не форма, а содержание — двигательные движения, выражающие эмоциональные состояния.

История возникновения. Человек с древних времен использовал танец для выражения своих чувств — страха, радости, благоговения. Ни одно значительное событие, будь то рождение, смерть, свадьба, победа, праздник и т.п., не обходилось без танцев. Научное обоснование механизм воздействия танцев получил в ХХ веке. Первым танцевальным психотерапевтом стала американская танцовщица Мэрион Чейз. Она обнаружила лечебную силу танцевальных движений при работе с больными в психиатрическом госпитале. Во время танца они испытывали непроизвольную радость, что способствовало их исцелению. Следует отметить также вклад Вильгельма Райха, который разработал теорию, согласно которой все невысказанные и невыраженные человеком эмоции и чувства никуда не исчезают, а накапливаются с самого детства в мышцах. Танец помогает их высвободить и, таким образом, улучшить психологическое состояние.

Среди основных положительных эффектов танцевальной терапии выделяют следующие:

  • снятие стресса, напряженности и улучшение настроения
  • повышение самооценки
  • улучшение физической формы и самочувствия
  • развитие эмоциональной раскрепощенности и эмпатии
  • установление более тесных контактов с окружающими, социальная адаптация
  • повышение уровня концентрации, творческих и когнитивных способностей
  • диагностический материал для лечащего врача, поскольку танцевальное поведение выражает внутренние характеристики личности и отражает психологическое состояние

Отличие танцевальной терапии от обычного танца состоит в том, что движение как вид лечения больше похоже на упражнение. Действия, движения, темп и ритм служат языком общения и выражения сознательных и подсознательных чувств и мыслей. Психотерапевт интерпретирует язык танца, чтобы лучше понять пациента через язык его тела, невербальное поведение, эмоциональность. Помимо этого, врач может оказывать терапевтическое вмешательство в танец в лечебных целях, например:

  • зеркалирование (Это подбор таких танцевальных движений, который выражают определенные чувства, эмоции и представления, выражая их невербальным способом. Например, психотерапевт просит пациента выразить в танце шторм).
  • двигательная метафора (Цель — помочь человеку выразить в танце свои внутренние проблемы или, напротив, отразить свои успехи, т.е. высказать то, о чем он не решается говорить вслух. Например, дать в руки белый флаг, чтобы выразить то, как сдалась и пала какая-либо вредная привычка).

Совсем не обязательно быть хорошим танцором, чтобы получить пользу от танцевальной терапии. Цель ее совсем иная. Внутренние страхи и переживания человека могут быть замкнуты в рамках его тела. Танец помогает выпустить их на свободу и таким образом освободиться от них. Поэтому танцевальная терапия в сочетании с другими средствами лечения расстройств пищевого поведения оказывает весьма благотворное влияние на пациента и ускоряет его выздоровление.

методики лечения нарушений пищевого поведенияАНИМАЛОТЕРАПИЯ

Анималотерапия (от англ. «animal» — животное) — лечение с помощью животных. Другое название — пет-терапия или зоотерапия. Это один из самых популярных и весьма эффективных методов дополнительной психотерапии, применяемый при лечение многих заболеваний, в том числе и нарушений расстройств пищевого поведения. Перечень используемых видов животных очень широк. Это не только всем известные собаки, кошки и лошади, но также козы, ламы, кролики, свиньи, слоны, птицы, рыбы и даже насекомые. Пациент общается с ними под пристальным вниманием психотерапевтов и специально обученных уходу за этим видом животных людей.

В чем заключается лечебный эффект от общения с животными? Они развивают в человеке чувство спокойствия, комфорта, безопасности, отвлекают внимание от стрессовых ситуаций и собственных переживаний, доставляют эмоциональное удовольствие. Прирученные животные нуждаются в специальном уходе, они зависят от человека, поэтому общение с ними повышает у пациентов чувство самоуважения и ответственности, а также развивает коммуникативные навыки. Животные непосредственны и прямолинейны в общении. Если им что-то не нравится, они сразу же об этом заявят. Таким образом, человек обучается социальным навыкам и эмпатии. Модель взаимоотношения врача и животного является примером для пациента. Через их наблюдение больной усваивает правила нормальных здоровых взаимоотношений. Само присутствие животного помогает установить более тесный и открытый контакт между психотерапевтом и его пациентом.

Формой применения анималотерапии служит обучение обращению с конкретным видом животного, уход за ним, прогулки, наблюдение, обсуждение его поведения и характера с психотерапевтом, описывание собственных чувств и эмоций от общения с животным.

Особенности использования животных. Не следует путать использование животных при анималотерапии и служебных животных (например, собак-поводырей). Последние постоянно проживают с человеком и помогают в какой-то степени компенсировать имеющиеся у него физические или психические отклонения. При зоотерапии общение с животных преследует другие цели и проводится под наблюдением специалистов. Единственным противопоказанием к использованию данного метода служит страх или отвращение к животным, а также аллергия.

Общение с дикими животными не будет иметь такого положительного эффекта, поскольку они не зависят от человека и не нуждаются в нем, также они более подозрительны и могут быть даже опасными. По этой причине установление тесного дружеского контакта между человеком и диким животным невозможно, а без этого достичь терапевтического эффекта будет весьма проблематично.

Причина эффективности анималотерапии. Почему общение с животными способно оказывать на человека лечебное воздействие? Этому есть два прямо противоположных объяснения: животные похожи на людей, но вместе с тем они отличаются от нас.

методики лечения нарушений пищевого поведения

Сходства Отличия
— способность понимать, реагировать и проявлять эмоции — животные воспринимают человека таким, какой он есть, не ставя никаких условий для общения
— способность к привязанности и дружеским отношениям — у них нет собственного эго
— наличие собственных интересов, планов и способов коммуникации — их поведение не создает преднамеренной опасности нанесения вреда человеку
— относительная свобода от инстинктов — животные не руководствуются общепринятыми стандартами красоты или поведения

История развития. Люди с давних пор использовали животных в лечебных целях. Например, уже в средние века в Бельгии реабилитация людей с психическими расстройствами проводилась при обязательном участии домашних питомцев. А в Древней Греции лошадей активно использовали для поднятия боевого духа. Однако как научная область анималотерапия возникла относительно недавно — в 90-х годах прошлого века, и сразу же начала набирать популярность. Этот вид лечения еще не имеет единой научно разработанной теоретической базы и основывается на смежных психологических теориях — от психоаналитики до бихевиоризма. Вместе с тем в последнее время ученые все чаще обращаются к исследованию влияния животных на психику и поведение человека. В частности, недавно было установлено, что после 20 минут общения с собакой у человека снижается уровень гормонов стресса (кортизола, адреналина, альдостерона) и увеличивается выработка полезных окситоцина, дофамина и эндорфинов. Особенно эффективной анималотерапия оказывается при лечении детей и подростков.

Это далеко не полный перечень методик, применяемых при лечении расстройств пищевого поведения. В медицинской практике существуют как давно зарекомендовавшие себя виды терапии (например, рекреационная, психодинамическая, драматерапия, терапия Принятия и Ответственности, метод Модсли, лечебное питание и др.), так и относительно новые способы лечения данного вида заболеваний (йога, медитация, акупунктура, кинесиология, массаж, гипноз).

Выбор конкретной методики зависит от многих факторов, включающих как особенности пациента, так и личность врача.

методики лечения нарушений пищевого поведения

Поделиться ссылкой: