Мои друзья, семья и знакомые не думают, что мне надо худеть
Раздел: Статьи

Кто должен определять, нужно ли вам худеть? Вы? Или ваши друзья и знакомые?

«Мои друзья, семья и знакомые не думают, что мне надо худеть». Конечно, это утверждение далеко не всегда стоит игнорировать. И, конечно, в нем нет ничего настораживающего, если речь идет о человеке, у которого нет лишнего веса, и который начнет страдать от его недостатка, если похудеет.

И, тем более, если человек с анорексией выражает желание сбросить еще пару килограммов, очевидно, что друзья, которые скажут ему, что не стоит, никакой критике не подвержены. Но в данном случае мы поговорим о тех людях, кто хочет похудеть, чтобы достичь более здорового показателя ИМТ, и о реакции окружающих на это желание.

Окружающие оправдывают ожирение у себя и у других

Возьмем для примера опыт дамы, которая весила 150 килограммов. На эту тему она пишет так: «Когда я весила полтора центнера, вряд ли нашелся бы человек, который мог бы всерьез сказать, что мне не стоит худеть. Но, кроме моей матери, никто и никогда тему моего веса со мной не поднимал за все годы (мне везло на тактичных людей). Мой вес был чем-то вроде стоящего посреди комнаты слона, о котором никто не заговаривал, пока я сама его не упоминала.

В какой-то момент это даже вошло у меня в привычку: упоминать собственный вес походя, показывая, что у меня нет с ним никаких проблем. Люди обычно в ответ улыбались с облегчением: как будто я разрешала им увидеть, что у меня ожирение, после того, как они потратили кучу сил, чтобы вежливо его «не заметить».

Мой опыт показывает, что это частая реакция на людей с ожирением («Не показывай, что тебя это интересует! Не пялься! Ни в коем случае об этом не упоминай!»), но когда ты достигаешь определенного веса — а полтора центнера это более чем определенный вес — это становится смехотворным.

Даже мой собственный муж не замечал, что я набираю вес. По крайней мере, пока я сама ему об этом не сказала. Он видел меня каждый день, неудивительно, что он ничего не заметил — ведь вес я набирала медленно и постепенно. Он все еще находил меня привлекательной и, думаю, ему тоже хотелось верить во все те статьи, которые я ему цитировала и зачитывала, говорящие о том, что ожирение это не так уж вредно.

Особенно потому что он сам в наших отношениях тоже растолстел и был на грани II степени ожирения — и его друзья и коллеги достаточно часто упоминали его живот и подкалывали его на эту тему.

Когда я начала худеть, то никому об этом не сказала. Мои родные живут от меня за 1000 километров и увидеться мы должны были только через 10 месяцев, так что я решила их удивить. Но через полгода подумала, что все зашло слишком далеко, и сказала родным, что собираюсь похудеть.

Мы встретились в сентябре, они думали, что я худею всего 4 месяца. Все прошло хорошо, моя семья меня поддержала. Особенно хорошо понимала меня мать — у нее был похожий опыт, она тоже худела, и о ней тоже иногда беспокоились знакомые и друзья.

Меня также поддерживал муж — он был свидетелем того, что происходило с моим телом и начинал задумываться о том, что ему бы тоже стоило похудеть, оставив, наконец, свои бесконечные страхи и оправдания.

…Когда я похудела, люди часто спрашивали меня, что муж думает о моем новом весе. В конце концов, мы поженились, когда во мне было 85, потом я растолстела до 150 и сейчас я вешу 65. Это много изменений и многие люди не могут представить человека, который все их готов перенести в своей семейной жизни.

Но мой муж не очень беспокоится о том, сколько я вешу — если посмотреть на его бывших, там можно увидеть и очень худых, и очень толстых девушек, так что для него это естественно. И все же он не хотел бы, чтобы я снова столкнулась с ожирением, ведь он видел, как это влияло на мои здоровье и самочувствие. Он все это время был моей поддержкой, и всегда подбадривал и мотивировал меня.

Он тоже похудел на 15 килограммов, он ходит со мной в зал, и, думаю, он более чем достоин уважения. Я часто читаю форумы, где худеющие обмениваются своими историями, и там часто можно встретить рассказы о том, как партнер потихоньку мешает сидеть на диете или открыто не хочет, чтобы человек терял вес.

И самое ужасное, что с общественное точки зрения это допустимое поведение.

Если человек скажет, что для него партнер с анорексией, если он вернется к нормальному весу, станет непривлекательным, его заклюют, и скажут, что здоровье это главное. Но если он скажет, что предпочитает «крупных» женщин и не захочет жену, если она станет «кожа до кости», его одобрят.

Конечно, с моим весом в полтора центнера, почти все поняли бы, если бы муж от меня ушел. Они бы печально покивали и сказали бы, что мой вес действительно слишком большой и что его поведение понятно. Но что, если я поправилась немного? Возможно, после родов? От него ждут, что он научится с этим жить — а если он уйдет, то многие решат, что он та еще задница.

Что касается мира за пределами брака, то, когда люди заметили, что я похудела до 100 килограммов, то их начало это беспокоить. У меня все еще было ожирение, но другие смотрели на это иначе. Меня спрашивали, буду ли я дальше худеть? А точно ли мне это нужно? Но ведь и так хорошо?

Часто всплывала тема анорексии: не напрямую, но предупреждения и выражения озабоченности встречались постоянно. Рассказывали истории о родственниках, которые сильно худели, а потом болели анорексией. Это было забавно: когда я почти не могла двигаться, никто не комментировал мой вес.

А когда мне полегчало, все резко обеспокоились моим здоровьем. Потом, правда, дискуссия сошла на нет, и все привыкли. Но этап этот был очень неприятным».

Большинство людей негативно относятся к похудению

Большинство людей негативно относятся к похудениюВся эта история, как ни странно, по-своему типична и потому критика от окружающих это этап, который нужно просто стойко перетерпеть, пока люди не привыкнут к вашей новой внешности. Но это не так просто.

Часто, окружающие не ограничиваются безобидными выражениями беспокойства и заботы, доходя до открытой агрессии или придирок. Можно почитать об этом на тех же форумах худеющих — посетители иногда пишут там о своем опыте и о том, как реагировали их знакомые и друзья. Вот несколько примеров:

«Если честно, самым сложным было как-то справиться с тем, что люди постоянно говорили мне, что это анорексия, и что я себя убиваю (особенно иронично было слышать это от курильщков), а еще с тем, что некоторые пытались меня подкармливать и очень обижались, когда я отказывалась.

Мама и бабушка были особенно обеспокоены и почти умоляли меня хоть что-нибудь съесть (и очень, очень оскорблялись, если я ела меньше, чем им хотелось бы). И, конечно, комментарии от таких же худеющих! «Твое тело давно уже в голодном режиме, так что ешь больше» или «Всего один прием пищи в день? Да твой организм с ума сходит от недостатка полезных веществ!».

Я успокаивала себя тем, что у всех своя точка зрения. На мой взгляд, меня нельзя было назвать «тощей», если жир на бедрах можно было взять в горсть и оттянуть. Я знала, сколько еще я хочу скинуть, и знала, что это однозначно возможно.

А еще я думаю, что большая часть критики была порождена общим менталитетом, в котором если у тебя чего-то нет, то пусть лучше ни у кого этого не будет. Все эти люди думали что-то вроде «Я этого сделать не могу, значит, и она не может. А если у нее получается, значит, это какой-то вредный и нездоровый способ. Если бы это было не так, мне пришлось бы придумывать оправдания, почему я так не могу».

Я стала отслеживать, что я ем и перестала, например, есть торт, когда мы встречались с друзьями. Я отказывалась от сладкого, которое мне предлагали коллеги, когда была не в настроении есть. То есть, отказалась от еды, которую ешь не из голода, а чтобы никого не обидеть.

И, разумеется, друзья и коллеги стали убеждать меня, что я заморю себя голодом и отказывались верить, что мне нравятся нарезанные огурцы и морковка, которые я брала с собой в качестве перекуса.

Одна подруга пришла в ужас, когда заглянула ко мне в гости без приглашения и обнаружила, что я листаю журнал про спорт и похудение. «Ты больная! Я хочу мою подругу обратно! Разве ты не видишь, что у тебя расстройство пищевого поведения? У тебя уже зависимость от упражнений развилась!». Она прочитала мне целую лекцию, прежде, чем уйти. А потом мы с ней долго не разговаривали. К счастью, сейчас помирились.

Но тема правильного питания, физической активности и веса для нее все равно, как красная тряпка для быка. Я поймала себя на том, что перед ее приходом прячу журналы о похудении и спорте, чтобы она их не заметила. Я не говорю ей о том, что занимаюсь спортом.

И хотя она сама постоянно рассказывает о том, сколько калорий в той или иной еде, и сколько она съела, я стараюсь эту тему не поддерживать, потому что рано или поздно услышу, что «не могу разговаривать ни о чем еще». Иногда я даже лгу ей о том, что потребляю столько же калорий, сколько она, и все это очень неприятно».

Когда у самих есть лишний вес, хочется, чтобы он был и у других

Следующий пользователь мужчина и у него ситуация не лучше: «Во мне 180 сантиметров, я не курю 11 месяцев и недавно я увидел на весах цифру 76. Насколько я помню, я всегда весил что-то между 69 и 72 килограммами. Делать было нечего: я начал худеть.

Никакого больше сладкого, отжимания и скручивания по утрам — и так, пока лишний вес не начал уходить (понимаю, что силовые тренировки именно для похудения не очень эффективны, но если уж ты теряешь вес, так хорошо бы еще и кубики на животе увидеть).

Реакция моей жены была скорее отрицательной. Ей понравилось, что я набрал вес, а когда я начал худеть, она почувствовала себя так, словно ей нужно срочно следовать моему примеру (за последние 20 лет она набрала 17 килограммов).

Другие люди тоже не в восторге: «Куда тебе худеть?!». Так что я просто молчу обо всем этом. Сейчас я вешу что-то между 72 и 74 и приближаюсь к своему нормальному весу».

Или все может быть вот так: «Когда я почувствовала, что близка к успеху (меня поддерживали девочки на форуме и муж), то начала иначе одеваться. Просто более уверенно, в одежду, которая делала меня симпатичной, а не просто менее уродливой.

Раньше я носила многослойную одежду, часто длинные футболки и свитера, в которых можно было спрятаться (странно, конечно, ведь ведь лишнего веса у меня было немного, но у нас у всех есть свои комплексы). Теперь же я начала носить более обтягивающую одежду.

И внезапно люди вокруг поняли, что что-то изменилось. Те же люди, которые говорили мне «Ой да ладно, ты и близко не толстая! Тебе все можно, какие проблемы?» теперь спрашивают: «Ты так похудела, с тобой все в порядке? Не хотелось бы, чтобы ты совсем исчезла». И так каждый раз. Проклятие.

Ну и в результате я осознала, что снова надеваю несколько слоев одежды, чтобы этих глупых замечаний не слышать, особенно когда мне нужно встретиться с этими людьми. А еще я заметила, что они дают мне куски торта побольше, и подкладывают в тарелку еду (и мне не кажется, я же считаю калории!). Это же осознанный саботаж!».

При виде худеющих у людей возникают чувство вины и зависть

При виде худеющих у людей возникают чувство вины и завистьТаких комментариев множество и во всех ситуации развиваются по одному сценарию:

  • люди настаивают, что ты не такая уж и толстая и тебе не нужно худеть, потому что тогда ты станешь слишком тощей, слишком уродливой, или заболеешь анорексией;
  • люди критикуют твою диету, твои тренировки, твой целевой вес и называют это все слишком радикальным, несмотря на то, что ты вполне вписываешься в здоровые рамки;
  • люди просят тебя что-то съесть, аргументируя это тем, что они беспокоятся или тем, что тебе следует «наслаждаться» едой, или даже обвиняют тебя в том, что у тебя расстройство пищевого поведения.

Самое раздражающее в этом, что люди часто решают, даже не спросив, что человек, который худеет, делает это исключительно для того, чтобы хорошо выглядеть и вписываться в общественные идеалы красоты.

И их невозможно убедить в том, что на самом деле цель:

  • снизить риски для здоровья,
  • лучше себя чувствовать.

Почему люди так часто реагируют на похудение настолько негативно? Возможно, часто причина:

  • в зависти,
  • в чувстве вины,
  • в ощущении, что если кто-то рядом может похудеть, нужно срочно следовать его примеру.

Причин может быть множество, но эти, пожалуй, самая неприятных, однако и самые вероятные.

История из жизни
Наталья: Я наконец определилась с темой для докторской! Я буду исследовать феномен «ведра с крабами». Он так называется, потому что если ты посадишь крабов в открытое ведро, ни один не сбежит. Если кто-то попытается, другие крабы его схватят и затянут обратно.
Наталья: С людьми похоже. Они часто думают «Если у меня чего-то нет, то ни у кого не будет!». Поэтому люди часто критикуют и не поддерживают других людей, которые пытаются чего-то достичь или изменить жизнь к лучшему. Я уже придумала классную серию экспериментов. Что думаешь?
Ирина: …
Ирина: Пф.

Другие не должны определять условия вашей жизни

Другие не должны определять условия вашей жизниНо настоящий вопрос это даже не «Почему они это делают?», а «Почему они думают, что так делать можно?». Почему критиковать человека, который худеет, социально приемлемо? Это минимум не тактично.

При этом, кроме вышеназванных причин, стоит указать еще и то, что, возможно, критика худеющих людей связана с искаженным восприятием массы тела, которое с годами распространяется все больше (и это достаточно естественно в общество, в котором больше половины людей страдают от ожирения или имеют лишний вес).

А возможно, проблема в том, что люди в целом считают, что имеют право вмешиваться в чужую жизнь. Они за других людей определяют, сколько тем лучше весить. «Зачем тебе худеть? Не нужно!». Но другая крайность — тебе нужно похудеть, срочно, ради твоего же здоровья! — ничуть не лучше.

В любом случае, вам и только вам определять условия своей жизни, включая и весовую категорию. Не стоит слушать советы других людей, которые полностью запутываются в своих проблемах, а еще пытаются «вынуть соломинку» из глаза другого человека и, не вдумываясь в чужие обстоятельства, раздают советы направо и налево.

Не идите на поводу общественного мнения. Сами руководите своей жизнью. Ведь что посеешь, то и пожнешь. И в свою жизнь вы будете сеять сами, и вам самим потом пожинать результат. И нести ответственность за все вам тоже самим, а не «заботливым» тетям и дядям, мотивы у которых при раздаче необдуманных советов могут быть самыми разными.

Поделиться ссылкой: